1 января в Алматы заработали 400 новых «зорких глаз». Kolesa.kz решили узнать, чего ждать от новинок водителям.
У кого лучше узнавать о новых камерах? Конечно у разработчиков! Вот и обратились мы со своими вопросами к директору ТОО «Көркем Телеком» Асету Ахметову. По словам главного сергековца, в данное время в южной столице установлено 400 новых комплексов (вдобавок к прежним 26, развешанным ранее на перекрёстках и линейных участках улиц).
— А для чего камеры вешают этакими гроздьями?
— Каждая камера фиксирует по две полосы движения. Чем больше полос на перекрёстке, тем больше, соответственно, аппаратуры. В среднем получается штук по 12 камер. Есть оборудование, которое «стреляет» конкретно в полосы, а есть то, что видит очень широко. С помощью таких камер контролируется окружающая обстановка. Первые камеры, о которых я рассказывал, фиксируют нарушение скоростного режима или же игнорирование требований разметки, но их показания не являются полноценным доказательством нарушения ПДД водителем. Случается, что человек нарушает вынужденно. Например, на светофоре горит красный, но выходит регулировщик и начинает всех прогонять через перекрёсток. Прояснить, что именно происходило на дороге, помогают камеры с широким углом. Видео с нескольких точек получает сотрудник процессингового центра и после анализа выносит решение о виновности.
— То есть камеры не на автомате оформляют предписание?
— Каждое предписание заверяется цифровой подписью аттестованного инспектора-офицера. Подпись ему выдаётся как табельное оружие, на специальной флешке. Процессинговый центр связан с Единым реестром административных правонарушений (ЕРАП). Владелец ЕРАП — Генеральная прокуратура. Чтобы произвести любое действие — вписать в него штраф или удалить — требуется электронная подпись. Если полицейский допустит какую-то ошибку, ему придётся долго разбираться с Комитетом по правовой статистике и специальным учётам ГП РК. Ни за сто тысяч тенге (как иногда, бывает, предлагают), ни за большую сумму ни один полицейский на то, чтобы списать чей-то штраф, не пойдёт.
— Камеры, кстати, смотрят только вперёд?
— В основном вперёд. Заставить их смотреть назад нас просят обычно после какого-то резонансного ДТП с мотоциклистами. (У тех номера расположены сзади.) В Алматы же камеры пока видят только подъезжающий к ним транспорт.
— Каждая из них вычисляет какой-то определённый вид нарушения ПДД или все сразу?
— Камера видит всё. К примеру, неоднократно были случаи, когда водители, двигаясь по выделенке, получали штраф и за нарушение требований разметки, и за превышение скорости. В целом наши камеры сегодня фиксируют скоростной режим, выезд на выделенную полосу, пересечение стоп-линии и выезд на перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. Теоретически видят они и выезд на встречку. Но по данному нарушению нужно процессуальное решение в тот же момент принимать. А полицейские частенько сделать это не успевают. Поясню более подробно: по закону за выезд на встречную полосу наказывается лишением прав водитель. То есть именно тот, кто сидел в данный момент за рулём. А, например, за превышение скорости — владелец авто, независимо от того, кто данное нарушение совершил. Доказать, кто управлял авто и выехал на встречку, с помощью камер невозможно.
Не менее странная ситуация, кстати, складывается сегодня с выездом на занятый перекрёсток. Согласно КоАП РК, в первый раз за это нарушение полагается только предупреждение, лишь за повторное игнорирование правил — штраф. Но камеры не могут различить, впервые водитель нарушил или повторно, так как не видят, кто именно сидит за рулём. Получается, что нет так называемой накапливаемости нарушения.
— То есть в борьбе с пробками «Сергек» не поможет? Ведь большинство заторов на дорогах возникает именно из-за того, что водители выезжают на занятый перекрёсток.
— Часть проблемы, как нам кажется, всё-таки снимется. Ведь остальные нарушения камеры видят. К примеру, перед стоп-линией, как вы знаете, прерывистая меняется на сплошную. Пересекать её запрещено, но некоторые водители это делают, перескакивая из ряда в ряд и создавая помехи для других участников движения. Причём нередко это заканчивается мелкими авариями. Штраф за подобное нарушение небольшой, тем не менее по опыту Нур-Султана могу сказать, что, получив предписания несколько раз, многие граждане становятся более дисциплинированными.
— А научить камеры выявлять какие-то новые нарушения можно? К примеру, видеть непристёгнутый ремень или разговор по телефону?
— Всё, что связано с заглядыванием в салон авто через стекло, сложно осуществить. Мешают блики, а в некоторых случаях — тонировка. Стандартными камерами многие вещи не определить и стопроцентных доказательств виновности не добиться.
Да и полицейский никогда в жизни не станет подписывать предписание о выплате штрафа, если он полностью не уверен в нарушении ПДД. Ведь в случае чего ему придётся по несколько дней ходить по судам, доказывая правильность вынесенного решения.
Чтобы этого избежать, то есть чтобы наказывались только явные нарушения, все и всегда, во всём Казахстане комплексы настроены немножко в сторону водителя. Допустим, в случае с выездом на выделенку строго по букве закона нарушением считается пересечение сплошной линии двумя колёсами. Но наши камеры реагируют, только когда на спецполосу вылезет чуть больше половины машины. А в некоторых местах полицейские даже просят нас настроить технику так, чтобы она реагировала на выезд на выделенку всего автомобиля. Также и со стоп-линией. По закону достаточно пересечь её хоть немного бампером, чтобы получить штраф. Но камеры в зависимости от расстояния до пешеходного перехода дают водителям некий запас. Аналогично при переключении сигналов светофора иногда даётся опоздавшим водителям до секунды.
— То есть новых нарушений ПДД «Сергек» не увидит? Или всё-таки есть какие-то наработки?
— Мы сейчас готовим проект по грузовому автотранспорту. По занесению в базы данных и определению тоннажности и нагрузки на ось. Ведь не секрет, что во многих местах грузовикам ездить запрещено, чтобы не портить дорожное покрытие. А они заезжают гружёные. Разрабатываем мы также датчики шума и анализаторы выхлопа, которые будут устанавливаться на перекрёстках и проверять все проезжающие мимо авто. Но многие вещи закон пока не позволяет измерять в автоматическом режиме. Так что когда наши новинки запустим, неизвестно.
— Но ведь проверка звука или дымности довольно сложные процедуры. Можно ли будет доверять анализу на бегу?
— Да, но в случае коврового покрытия камерами и датчиками больших пространств всё упрощается. На одном перекрёстке мы можем показать результат с точностью 50×50. А собрав информацию на следующих, добьёмся точности уже 99 %. В перспективе камеры, зная, что вы каждый день ездите на работу, будут поджидать вас на вашем маршруте и проводить измерения.
— А каковы гарантии точности работы камер? Влияет ли на их показания темнота, дождь, туман?
— Камеры видят всё, что замечает человеческий глаз. И даже лучше! Фантастики, конечно, нет, и если ГРНЗ залеплен снегом, его не определишь. Но в темноте госномера очень даже хорошо отражают свет. Неплохо их видно также в дождь или туман. Исключение — если туман будет слишком густым. Но такие случаи крайне редки. В туман обычно люди не нарушают, едут аккуратно.
С номерами нас больше беспокоит иная проблема: в Казахстане неудачно придуманы символы для ГРНЗ: O похожа на Q, P легко переделать в R и т. д. Алфавит наш красив, но нефункционален, чем пcользуются иногда некоторые водители. Мы вышли с предложением к МВД РК, и в следующем году стандарт изготовления ГРНЗ, возможно, претерпит изменения. Написание некоторых букв станет другим.
— Влияют ли на показания ваших камер электрические поля, к примеру от троллейбусных линий, или присутствие в их зоне действия каких-то крупных металлических предметов?
— Электрические поля никак не влияют. Не мешает и металл. Часть функционала камер мы можем отключить лишь во время снегопада, когда не видна разметка.
— Если уж мы снова заговорили о разметке, как на примере столицы у «Сергека» решается вопрос с выездом на выделенку такси и другого общественного транспорта?
— В Нур-Султане управление транспорта формирует этакий белый список, который передают департаменту полиции, а ДП загружает его в базу процессингового центра. Инспекторы видят номера в списке и штрафы не оформляют. Всё это легко контролируется проверяющими. Кстати, в столице сегодня наказывают даже полицейских, нарушающих правила, к примеру проезжающих на красный без включённой мигалки.
В Нур-Султане всё намного проще. После установки камер там практически все ездят 60 км/ч. Люди не превышают скорость, чтобы кого-то обогнать, вклиниться перед кем-то. В Алматы же стоит только отпустить хоть немного машину, идущую впереди, как тут же между вами пытается втиснуться десяток водителей. В Нур-Султане в последнее время на дорогах образуется этакая стена безопасности, как мы её назвали. То есть когда загорается зелёный свет, с перекрёстка стартуют 30 автомобилей, и все они едут 60 км/ч. Не нарушая. И их никто не может обогнать, дистанция между ними очень короткая, и никто не играет на дороге «в шашки». «Особо умные» водители, конечно, иногда находятся и всё-таки пытаются эти «стены» обойти, но когда понимают, что похожие препятствия встречают их на каждом светофоре, рано или поздно бросают это неблагодарное дело. Они просто видят, что дёргаться, моргать фарами, просить кого-то пропустить, бесполезно: везде камеры и никто нарушать ради них не будет.
— И каковы у «Сергека» планы на будущее?
— В перспективе мы планируем установить наши камеры во всех регионах Казахстана. Кроме того, сейчас рассматриваются варианты сотрудничества с Узбекистаном (в Ташкенте в 2020 году в рамках пилотного проекта комплексы «Сергек» будут установлены на 14 линейных участках, трёх перекрёстках и на двух объектах с камерами общего видеонаблюдения), Кыргызстаном и Украиной. В Алматы хотелось бы довести количество камер до 1 000, но всё будет зависеть от департамента полиции. Ведь, как показывает практика, штрафы выписывают лишь 20 % комплексов. Остальные выполняют пассивную функцию. Люди не запоминают, где именно стоят камеры, они привыкают, что комплексы стоят везде, мёртвых зон нет, и не нарушают. При этом не должно быть разделения на верхнюю и нижнюю часть города. Покрытие должно быть равномерным, чтобы люди в безопасности на дороге были везде.
Кроме того, нами планируется установка камер на трассах. Там они будут измерять среднюю скорость. Кстати, это единственный вариант, где измерять среднюю скорость имеет смысл. В городе при большом количестве камер в этом нет необходимости. А за городом, на длинных перегонах, средняя скорость — единственный способ достоверно проконтролировать поведение водителей. Камеры наши готовы это делать уже сейчас. Дело за поправками в законах.
Источник: www.kolesa.kz