Мобильные комплексы «Оракул» фиксируют нарушения ПДД, в частности в Карагандинской области, вызывая много вопросов. Преподаватель Антонина Шустер рассказывает, насколько законна такая фиксация нарушений.
Все чаще появляются видео с установкой мобильных комплексов «Оракул» не на полицейских машинах, которые фиксируют скорость проезжающих мимо автомобилей. Заместитель начальника управления административной полиции, подполковник Елжас Жартыбаев рассказал, что в Карагандинской области патрулируют два мобильных комплекса «Оракул». Один из них установлен на служебную автомашину без опознавательных знаков, которая ведет скрытое патрулирование в Караганде. Второй комплекс установлен на машину, оборудованную проблесковыми маячками и бортовым номером, и патрулирует на республиканских и областных автодорогах.
«Оракулы» устанавливают на лобовом стекле автомобиля, и они практически незаметны. Поэтому у водителей и возникает вопрос о законности использования таких комплексов. Разберемся в этом вопросе.
Согласно Закону РК № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» в компетенцию и полномочия органов внутренних дел РК входит обязанность контроля за дорожным движением и безопасности на дорогах. То есть контроль за безопасностью на дорогах, в том числе и скрытое патрулирование и фиксация нарушений скорости являются законными, если такие действия осуществляются в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.
Основные нормативные документы, регулирующие деятельность органов правопорядка:
Фиксация нарушений с использованием мобильных комплексов, таких как «Оракул», не противоречит закону при условии, что оборудование сертифицировано и соответствует техническим стандартам.
Все данные с видеокамер наблюдения поступают в Единый ситуационный центр, где инспекторы полиции отсматривают видеоматериалы и выносят решение о наличии или отсутствии правонарушения. Если водитель получил штраф за нарушение, зафиксированное скрытым патрулированием, необходимо:
Штраф может быть признан незаконным, только если водитель докажет, что были нарушения в оформлении постановления, оборудование было не сертифицировано или неисправно. Либо предоставит доказательства того, что правонарушения с его стороны не было вовсе.
В любом случае, если человек считает, что его незаконно оштрафовали, нужно оспаривать.
К сожалению, часто бывает так, что водитель жалуется на то, что его штрафуют, но ничего при этом не делает. Это бывает по разным причинам. Кому-то просто нравится положение жертвы, у таких всегда все вокруг во всем виноваты. Но чаще, увы, человек не пытается доказывать свою правоту просто потому, что не знает законов. Ведь для того, чтобы доказать, нужно приложить усилия, изучить и понять ПДД как минимум.
К сожалению, многие водители в Казахстане больше боятся получить штраф или потерять право на вождение автомобиля, чем лишить здоровья или жизни других участников дорожного движения. Это приводит к безответственности за рулем.
Когда я читаю комментарии, в которых водители жалуются на высокие штрафы за нарушение ПДД, мне всегда хочется спросить: «А если твоего ребенка, маму, жену или мужа, собъет другой водитель, который нарушил правила, какой штраф тебя устроит за потерю близкого человека? Сколько стоит жизнь твоих родных и близких?».
Важно понимать, что у нас в Казахстане, так же как и во многих других странах мира, ограничения на дорогах обычно вводятся не сразу. То есть, сначала на определенном участке дороги происходит какое-то количество ДТП, гибнут или калечатся люди, наносится материальный ущерб. Когда величина потерь превышает заданные нормы, начинается исследование причин и только после этого вводятся ограничения скорости или другие запреты. Водители, которые жалуются на штрафы, в каком из списков вы хотели бы оказаться? Покалеченных? Погибших?
Мое мнение: скрытое патрулирование может способствовать повышению дисциплины водителей, так как его наличие делает фиксацию нарушений более вероятной. А именно это приводит к тому, что водители начинают соблюдать ПДД, боясь быть пойманными.
Конечно, подобная практика имеет и недостатки. Учитывая менталитет наших водителей, она может вызывать недоверие и напряжение. Реальный эффект от таких мер зависит от их прозрачности и применения без злоупотреблений.
Думаю, что для достижения целей безопасности на дорогах необходимо, чтобы меры были частью комплексного подхода, включающего:
В этот список также нужно обязательно добавить применение разумных ограничений скорости и исключение коррупционных схем.
Важно также поговорить о фиксации нарушений скоростного режима с помощью стационарных постов. И этот метод, и патрулирование с помощью «Оракула» имеет свои преимущества:
Оптимальный подход — сочетание обоих методов. Стационарные камеры должны размещаться в местах с высокой аварийностью, а мобильные комплексы, такие как «Оракул», стоит использовать для общего контроля на магистралях. Думаю, что такая стратегия обеспечит как превентивное воздействие, так и оперативное выявление нарушений. И самое главное: если водитель знает и соблюдает ПДД РК, то никакие штрафы для него не страшны.
Важно, чтобы будущие водители серьезно относились к получению знаний. Почему-то к обучению в автошколе многие подходят легкомысленно, считая, что вождение автомобиля — простая задача. При этом в ДТП гибнет больше людей, чем при военных конфликтах. Это показывает простая статистика.
Некоторые предпочитают до сих пор покупать права или ищут так называемые «автошколы», которые предлагают «ускоренные курсы». Как можно получить достойные знания ПДД и навыки вождения за 3, да даже за 14 дней? Это же абсурд, такой же как недавно отмененная самоподготовка, из-за которой в Казахстане увеличилось количество ДТП настолько, что вызвало тревогу у людей. На самом деле, чтобы действительно разобраться в ПДД и научиться водить автомобиль, нужно не менее 2,5–3 месяцев.
Без знаний и понимания ПДД, законов, без устойчивых навыков вождения в реальных условиях, выезжать на дорогу — значит рисковать не только своей, но и чужой жизнью. Помните об этом и берегите себя.
Источник: https://www.nur.kz/